Технические науки

Учёные Якутии: Арктике нужна инновационная вездеходная техника

Существующая транспортная система арктических районов Якутии характеризуется изолированностью путей сообщения, крайне высокой долей сезонных дорог (автозимников), сложными геокриологическими и природно-климатическими условиями строительства и эксплуатации, высокими удельными затратами доставки грузов по многоступенчатой схеме завоза с применением разных видов транспорта, обуславливает поиск новых вариантов перевозки грузов и пассажиров, передает сетевое издание СахаНаука слова из выступления директора Арктического научно-исследовательского центра АН РС (Я), к.т.н. Юрия Шипицына. Выступление состоялось на круглом столе «Транспорт и логистика якутской Арктики — стратегия 2021-2035гг: перспективы, инновации».

В своём выступлении ученый отметил, что на сегодня в республике налажена система завоза жизнеобеспечивающих грузов, социально-значимых продовольственных товаров (СЗПТ), лекарств до районных центров и опорных транспортных узлов.

Так, АО «Якутоптторг» доставляет СЗПТ для Колымской группы районов через Владивосток и Магаданскую область.

ММУП им. Андросова Анабарского района успешно снабжает своих потребителей через Архангельск и Красноярский край с использованием Северного морского пути.

Вместе с тем, существуют серьёзные проблемы в существующей транспортной системе. Это маловодье судоходных рек, как, например, в навигацию 2019 года, когда ограничивали по осадке движение судов на реках Лена, Витим, Яна. Или продолжительный ледостав на северных реках и обусловленное этим позднее открытие переправ и автозимников.

Отсутствие в летний период работ по планировке труднодоступных сухопутных участков автозимников для их ремонта, что зимой сказывается на качестве дорог и скорости передвижения автотранспорта.

Некачественное и несвоевременное проведение подготовительных и ремонтных работ на автозимниках муниципального значения, что обуславливает их более позднее открытие в сравнении с региональными зимниками.

Несоответствие посадочных площадок в труднодоступных населенных пунктах требованиям безопасности для приема самолетов малой авиации .

Для решения этих проблем учёные предлагают сконцентрировать усилия научно-исследовательских и образовательных организаций региона на прикладных исследованиях вездеходной техники, способной обеспечивать всесезонную доставку грузов и людей от районных центров до отдаленных поселений и стойбищ.

Разработать для муниципалитетов схемы снабжения продтоварами и лекарствами с обоснованием сроков, объёмов и типов применяемой техники.

Создавать новые типы транспорта с обязательными их испытаниями в натурных условиях арктических территорий.

Вводить системы связи и мониторинга движения транспорта в условиях ограниченных возможностей связи.

Изучать и мониторить гидрологическую обстановку северных рек. Для этого предлагается привлекать ведущие научные институты и центры РФ и мира. Например, по опыту СВФУ и компании «Бриджстоун», проводящих натурные испытания техники в суровых условиях.

Отдельно Юрий Шипицын выделил работу «Внедрение и применение инновационной вездеходной транспортной техники в Арктических районах Якутии», выполненную профессором, завкафедрой МГТУ им. Баумана Георгием Олеговичем Котиевым, как имеющую большой потенциал в прикладном применении при доставке продуктов питания от районных центров (пунктов депонации) до отдаленных населенных пунктов в межсезонье.

Снегоболотоход «КамАЗ-Арктика»

Юрий Александрович рассказал также о совместном проекте АНИЦ с МГТУ им. Баумана по разработке незамерзающей жидкости для тушения пожаров в климатических условиях Севера и Арктике, разрабатываемого в рамках Соглашения между Правительством Якутии и российским национальным исследовательским университетом.

Стоит отметить, что прошедший круглый стол о развитии транспорта и логистики в якутской Арктике был посвящён памяти президента Торгово-промышленной палаты РС(Я), председателя региональной общественной организации содействия развитию арктических районов «Якутская Арктика», народного депутата Ил Тумэн Владимира Михайловича Членова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»