
Вездеход «Русак-3993»
Существующая транспортная система арктических районов Якутии характеризуется изолированностью путей сообщения, крайне высокой долей сезонных дорог (автозимников), сложными геокриологическими и природно-климатическими условиями строительства и эксплуатации, высокими удельными затратами доставки грузов по многоступенчатой схеме завоза с применением разных видов транспорта, обуславливает поиск новых вариантов перевозки грузов и пассажиров, передает сетевое издание СахаНаука слова из выступления директора Арктического научно-исследовательского центра АН РС (Я), к.т.н. Юрия Шипицына. Выступление состоялось на круглом столе “Транспорт и логистика якутской Арктики — стратегия 2021-2035гг: перспективы, инновации”.
В своём выступлении ученый отметил, что на сегодня в республике налажена система завоза жизнеобеспечивающих грузов, социально-значимых продовольственных товаров (СЗПТ), лекарств до районных центров и опорных транспортных узлов.
Так, АО «Якутоптторг» доставляет СЗПТ для Колымской группы районов через Владивосток и Магаданскую область.
ММУП им. Андросова Анабарского района успешно снабжает своих потребителей через Архангельск и Красноярский край с использованием Северного морского пути.
Вместе с тем, существуют серьёзные проблемы в существующей транспортной системе. Это маловодье судоходных рек, как, например, в навигацию 2019 года, когда ограничивали по осадке движение судов на реках Лена, Витим, Яна. Или продолжительный ледостав на северных реках и обусловленное этим позднее открытие переправ и автозимников.
Отсутствие в летний период работ по планировке труднодоступных сухопутных участков автозимников для их ремонта, что зимой сказывается на качестве дорог и скорости передвижения автотранспорта.
Некачественное и несвоевременное проведение подготовительных и ремонтных работ на автозимниках муниципального значения, что обуславливает их более позднее открытие в сравнении с региональными зимниками.
Несоответствие посадочных площадок в труднодоступных населенных пунктах требованиям безопасности для приема самолетов малой авиации .
Для решения этих проблем учёные предлагают сконцентрировать усилия научно-исследовательских и образовательных организаций региона на прикладных исследованиях вездеходной техники, способной обеспечивать всесезонную доставку грузов и людей от районных центров до отдаленных поселений и стойбищ.
Разработать для муниципалитетов схемы снабжения продтоварами и лекарствами с обоснованием сроков, объёмов и типов применяемой техники.
Создавать новые типы транспорта с обязательными их испытаниями в натурных условиях арктических территорий.
Вводить системы связи и мониторинга движения транспорта в условиях ограниченных возможностей связи.
Изучать и мониторить гидрологическую обстановку северных рек. Для этого предлагается привлекать ведущие научные институты и центры РФ и мира. Например, по опыту СВФУ и компании «Бриджстоун», проводящих натурные испытания техники в суровых условиях.
Отдельно Юрий Шипицын выделил работу «Внедрение и применение инновационной вездеходной транспортной техники в Арктических районах Якутии», выполненную профессором, завкафедрой МГТУ им. Баумана Георгием Олеговичем Котиевым, как имеющую большой потенциал в прикладном применении при доставке продуктов питания от районных центров (пунктов депонации) до отдаленных населенных пунктов в межсезонье.

Юрий Александрович рассказал также о совместном проекте АНИЦ с МГТУ им. Баумана по разработке незамерзающей жидкости для тушения пожаров в климатических условиях Севера и Арктике, разрабатываемого в рамках Соглашения между Правительством Якутии и российским национальным исследовательским университетом.
Стоит отметить, что прошедший круглый стол о развитии транспорта и логистики в якутской Арктике был посвящён памяти президента Торгово-промышленной палаты РС(Я), председателя региональной общественной организации содействия развитию арктических районов «Якутская Арктика», народного депутата Ил Тумэн Владимира Михайловича Членова.