
В 2019 году Якутия стала первым регионом России, который утвердил “Концепцию развития креативной экономики до 2025 года”. Но прежде чем аналитики произвели замеры креативных индустрий в регионе, их вклад в экономику и занятость, сообщает сетевое издание СахаНаука.
В 2019 году в России отсутствовала официальная статистика по этому направлению, поэтому якутские аналитики сделали первые расчеты по британской «Методологии оценок экономических показателей креативных индустрий» (далее — методология Великобритании). Великобритания занимает одно из первых мест в мире по вкладу креативных индустрий в национальную экономику, и является пионером регулирования данной области — именно поэтому их опыт тогда оказался наиболее релевантным. Хотя сами британцы описывают свою методологию, как неточную в виду того, что расчет они проводили впервые и многое пришлось подгонять под реалии того времени.
Так, в первом исследовании (2019 год), посвященном измерению креативных индустрий Якутии, в расчет были включены следующие виды экономической деятельности: издательская деятельность, кино, телевидение, видео, радио, фотография, ремесла, искусство, музыка, программное обеспечение, связи с общественностью, архитектура, реклама и маркетинг, дизайн, дополнительное образование, музеи и библиотеки.
По итогам расчета доля креативных индустрий в валовом региональном продукте республики (ВРП) составила 1,7%, среднесписочная численность работников креативных индустрий — 13 тысяч человек (3,8% от общей численности работников республики), из них: в сферах музыки, исполнительских и изобразительных искусств — 5,3 тысячи человек; музеи и библиотеки — 3,2тыс. человек; рекламе и маркетинге — 1,2 тыс. человек; кино, ТВ, видео, радио и фото — 0,9 тыс. человек.
В 2020 году был сделан новый расчет с учетом официальной «Методологии расчета приближенной оценки вклада креативных индустрий в экономику России», применяемой Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). В расчет были включены новые виды деятельности, такие как: мода, анимация, культурно-историческое наследие, галереи, архивы, IT, мультимедиа и новые медиа, связь на базе беспроводных технологий, образование (кроме среднего и общего дошкольного), развлечения, игры, ботанические сады, спорт, вино- и гастро индустрии, НИОКР, авторское право, деятельность общественных организаций и пр.
Итоги расчетов вклада креативных индустрий в экономику Якутии с учетом дополнительных видов деятельности за 2020 год представлены следующими данными:
— доля креативных индустрий в ВРП республики составляет 2,4%;
— число организаций креативных индустрий включая индивидуальных предпринимателей — 6059 единиц;
— численность занятых в креативных индустриях — 41654 человека, из них наибольшая в сферах архитектуры — 9104 человека, образования — 8069, творческой и в области искусства и организации развлечений — 5460, библиотек — 3079, IT — 2486, издательской деятельности — 2586.
В креативных индустриях действуют 11% всех организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Якутии, а в производстве различного рода креативных продуктов и услуг занято не меньше 8% всех работающих.
Ярким примером креативной индустрии выступают флагманские IT-компании InDriver и MyTona действующие в Якутии. Сегодня регион обеспечивает до 85% всего экспорта IT-услуг на Дальнем Востоке. В планах наращивание эти показателей. Уже сегодня в нашем IT-парке ведут деятельность более 100 резидентов, в республике открылись более 50 IT-школ.
По итогам 2019 года Якутия является третьим регионом России по объемам кинопроизводства сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. В республике выпускается по 8–10 кинокартин в год. В последние годы фильмы, снятые якутскими кинопроизводителями, получают множество наград на российском и международном уровнях.