
8 июля в рамках круглого стола «Режим безопасности: что нужно российской креативной отрасли для стабильной работы?» на форуме «Российской креативной недели» эксперты обсудили вопросы перспектив развития креативных индустрий и подготовку молодых кадров креативной экономики.
Декан экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, председатель правления Федерации креативных индустрий Александр Аузан выделил точки оптимизма и опасностей для экономики креативных индустрий: «Креативные индустрии в сложные времена переживают подъем. Это показал кризис 2008 года, когда люди искали точки роста в своих умениях, навыках, увлечениях. Но серьезным фактором здесь становится защита прав интеллектуальной собственности. Люди должны понимать, что за чужие идеи нужно платить, даже если пока не налажены каналы оплаты».
Спикер рассказал о возможных последствиях кризиса: «К концу года количество безработных вырастет в два раза. Нужно позаботиться заранее о том, чтобы эти люди адаптировались и нашли новую работу. Если задачу не решить, рынок будет разрушен». Александр Аузан предложил следующие варианты решения этой задачи: снизить силовое и административное давление на бизнес и поддержать людей финансово с помощью грантов, венчурных капиталов и займов.
Президент Российского книжного союза Сергей Степашин согласился с мыслью Александра Аузана о том, что государство должно поддержать бизнес и креативные индустрии по всем направлениям. «Прямо сейчас мы живем во времена небывалого вызова. Большая часть населения еще не почувствовала последствий экономических санкций. Этот кризис больше, чем все предыдущие, по многим причинам. У нас есть два варианта выхода из кризиса. Первый — вернуться к командно-административной системе и госплану, как было в 1930-1940-х годах. Второй — дать возможность людям работать в тех отраслях, где мы отстаем, зарабатывать и платить налоги сейчас или никогда». Президент Российского книжного союза также заметил, что люди в этом году стали читать больше. Несмотря на то, что книжной отрасли не хватает бумаги, краски и расходных материалов, книги выпускаются, а люди покупают больше. В книгах они находят успокоение и ответы на важные вопросы.
Наталья Веснина, генеральный директор холдинга Independent Media, поделилась успешным кейсом: «В этом году после отзыва всех иностранных брендов из России мы перестроились и провели полный ребрендинг глянца. Последние 5 лет мы серьезно работали над технологической стороной, и это помогло нам перестроиться сейчас. Мы сохранили редакции, продолжаем работать со своей аудиторией и практически не потеряли ее. Мы договорились с американскими партнерами, что за 4 месяца мы переведем трафик читателей на новые домены, обновили соцсети и сохранили лояльность читателей. Сейчас наша аудитория — 56 млн пользователей, нас продолжают читать и любить. Время ребрендинга мы прошли практически без потерь — это успех».
Юлия Голубева, заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг» рассказала о перспективах отечественной платформы RuTube: «RuTube — это аудитория в 25 млн оригинальных пользователей. Мы постоянно развиваемся и работаем над original-форматами и UGC-контентом. Какие направления сейчас востребованы? Киберспорт, гейминг, развлекательный и детский контент. Большой потенциал за образовательным контентом».
Личную ответственность за будущее креативной экономики отметил Тимофей Окроев, учредитель и генеральный директор Группы РПК: «Интернет-инфраструктура и 93% оборудования для сферы телекоммуникаций все эти годы поставлялись из-за рубежа. Компании с огромными оборотами ушли из России. Все это повод вступить в эпоху мобилизационной экономики. Что это потребует от всех нас? Нужно понять уровень ответственности за все, что будет с нами, нашей семьей и страной. Чтобы прекратить зависимость от других стран в плане обеспечения, оборудования, технологий, нужно начать создавать это самим».
Заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский уверен в том, что «Санкции — это плюс. Рынок очищается от конкурентов, у государства есть возможность посмотреть на свое собственное технологическое обеспечение и выстроить свои технологические цепочки, выращивать свои кадры».
Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России, выделил сферы, над которым необходимо работать отечественным представителям креативных индустрий: «Совсем недавно общество потрясла история со шрифтами, которые нам запретили использовать. Но ведь Россия остается одним из лидером по созданию шрифтов во всем мире. Мы создаем уникальные, удобные и красивые продукты. Следующим шагом может быть то, что у нас отнимут цветовые системы. Это значит, что уже сейчас нам нужно искать альтернативные пути и стандарты, которые разработают наши институты и специалисты».
Рубен Оганесян, директор по цифровой трансформации и стратегическому маркетингу холдинга «Медиа-1» настроен крайне оптимистично: «Мы меняем приоритеты и перестраиваем систему: развиваем телеграм-каналы, сообщества Вконтакте, сотрудничаем с RuTube, занимаемся импортозамещением и думаем о том, как монетизировать отечественные ресурсы контента. Я считаю, что нужно сосредоточить внимание не на импортозамещении и попытках догнать наших иностранных конкурентов, а на том, чтобы придумывать и развивать современные, прорывные технологии».
Андрей Кричевский, председатель ООГО «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» рассказал о том, без чего невозможно будущее креативных индустрий: «Креативные индустрии могут нормально развиваться и монетизироваться, только если в стране есть развитый институт прав интеллектуальной собственности. Прямо сейчас нас лишают доступа к контенту со стороны западных производителей. В то же время мы не успели нарастить свой объем интеллектуальной собственности под защитой авторских прав. Нам нужно как можно скорее создать механизмы управления, вопросы доступа к контенту, который не имеет авторства, и не допустить пиратства по отношению к собственным производителям».
Татьяна Ушкова, председатель правления АКБ «Абсолют-банк» также верит в успешное будущее креативной сферы: «Любят ли инвесторы креативные индустрии? Да, теперь это так. Отток денег из России наконец-то остановился и появился запрос на то, чтобы инвестировать в отрасли креативной индустрии. Я в последнее время всегда советую инвесторам именно это направления».
Алексей Горенский, Директор Института гастрономии Сибирского федерального университета (Высшая школа гастрономии от Institut Paul Bocuse), учредитель ресторанного холдинга Bellini group рассказал о том, как важно создавать подходящую среду и инвестировать в креативных людей: «За много лет мы поняли что, развивать индустрии можно, если поддерживать таланты. Долгое время, множество людей с потенциалом уезжали из нашего региона и мы думали, как сохранить эти таланты в крае. Для этого мы создали Институт гастрономии. Сейчас у нас учатся студенты из всех регионов страны, у которых есть мотивация учиться именно у нас».