0

Вебинары не смогли стать полноценной заменой образованию предпринимателей в России

Share

Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел аналитическое исследование посвященное теме: «Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом», сообщает сетевое издание СахаНаука.

Авторы исследования рассмотрели одну самых малоизученных тем: неформальный сектор обучения предпринимательству (программы, курсы и прочие инициативы, связанные с обучением предпринимательству и реализуемые за пределами основных образовательных программ вузов и организаций среднего профессионального образования) в России и в контексте зарубежного опыта.

В материале изучено 45 образовательных курсов по предпринимательству — «открытых инициатив» (бесплатных и доступных для всех граждан России); также были рассмотрены 55 вебинаров для начинающих предпринимателей. «Открытые инициативы» и вебинары анализировалось по 5 критериям: подход к оценке образовательных результатов, формат (онлайн/очный); целевая аудитория; содержательная ориентация на обучение конкретным типам предпринимательства; инициаторы образовательного проекта; потенциал образовательных инициатив.

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство «открытых инициатив» и вебинаров реализуется в онлайне. Проблема оценивания образовательных результатов стоит для неформального сектора довольно остро, кроме того, большинство инициатив не имеют направленности на определенные целевые аудитории, что характерно и для вебинаров. Большинство курсов и вебинаров направлены на рутинное предпринимательство, роль социального и инновационно-технологического значительно ниже.

На основе исследования можно сделать вывод о том, что традиционная вузовская система остается важным игроком в новом, стремительно растущем поле предпринимательского обучения в неформальном секторе.

Вероятно, особая роль вузов в развитии данной области может заключаться в том, чтобы выступать одновременно образцами и партнерами для других стейкхолдеров с точки зрения методического и педагогического дизайна соответствующих продуктов.

Ведь независимо от того, какой провайдер и в каком формате реализует образовательную деятельность, эта деятельность должна соответствовать базовым методическим стандартам. Повышение методической проработанности образовательных продуктов может стать одним из важных векторов на следующем этапе развития «открытых инициатив» в области обучения предпринимательству в России и привести к росту их потенциала.

При этом пока российские вузы не рассматривают это направление как удобную возможность тестирования новых методологических и технологических решений (или как маркетинговый инструмент). Кроме того, не происходит переноса и интеграции удачных кейсов и практик в более
длинные и традиционные образовательные программы. Также фактически нет инструментов объективной оценки эффективности программ, включая мониторинг выпускников, формирование кейсов (развернутых исследований, а не «историй успеха»).